Автономные отопители. Нижний Новгород |
В отличие от водителей легковых автомобилей, которые находятся за рулем несколько часов в сутки, водители грузовиков в своих «траках» работают и живут. Обеспечить комфортную температуру в кабинах, салонах и рабочих отсеках во время зимних стоянок помогают автономные отопители. В условиях суровой русской зимы возможность прогрева внутренних помещений транспортного средства — необходимое требование для его нормальной эксплуатации. Конечно, в движении для отопления кабины хватает тепла, отдаваемого мотором. А вот на стоянке обогрев с помощью работающего двигателя малоэффективен. Принимая во внимание расход топлива и отрицательное влияние на ресурс силового агрегата, такое тепло получается просто золотым. Кроме того, в атмосферу выбрасывается масса вредных выхлопов, что вызывает не только протест в обществе, но и конкретные меры властей. Поэтому во многих случаях необходимым оборудованием автомобиля становятся работающие на топливе автономные отопители, прогревающие кабину, салон или грузовой отсек во время стоянки и в ходе поездки независимо от работы двигателя. Для некоторых типов грузовиков и спецтехники в Европе их установка обязательна. Там же, на Западе, и за стоянку с работающим двигателем строго накажут. В качестве источника тепла используются два типа автономных устройств: жидкостный и воздушный. Жидкостный включен в контур системы охлаждения двигателя и нагревает кабину или салон, работая совместно со штатным обогревателем. Циркуляция охлаждающей жидкости, поддерживаемая дополнительным электрическим насосом, позволяет быстро прогреть и сам двигатель перед запуском, поэтому еще одно название такого устройства — предпусковой подогреватель. Второй тип автономных отопителей, которому изначально и посвящен наш обзор, — воздушный. Он непосредственно нагревает воздух без промежуточного теплообмена, а в водительском обиходе его иногда называют более кратко, по бытовому — фен. Как показывает практика, эти автономные отопители имеют большую популярность при дооборудовании транспортных средств, уже находящихся в эксплуатации. Вероятно, при выборе действует житейский принцип, по которому забота о своем здоровье ближе к телу, чем забота о здоровье двигателя. Благодаря своим возможностям по быстрому и экономичному нагреву система особенно подходит для кабин грузовиков и фургонов, а также салонов автобусов. При этом непосредственный нагрев воздуха подразумевает более умеренное потребление электроэнергии и более скромный топливный аппетит по сравнению с предпусковыми подогревателями. Конечно, известны и более дешевые альтернативы: примус, газовая плитка, паяльная лампа, но стоит ли экономить на безопасности? Выпускаемые модели различаются по отопительной мощности, напряжению питания и виду горючего. Но принцип работы современных устройств в целом одинаков. Основными составляющими любого автономного отопителя являются камера сгорания и теплообменник. Воздух, нагнетаемый вентилятором, смешивается с топливом, подаваемым в камеру сгорания дозирующим насосом. Первоначальное воспламенение происходит от керамического стержня накаливания, который отключается в фазе устойчивого горения. Выхлопная система обеспечивает выброс продуктов сгорания за пределы кабины или салона. Нагрев воздуха происходит с наружной части теплообменника. Воздушный поток создается с помощью вентилятора, а теплоотвод улучшается за счет большого количества ребер. На корпусе теплообменника находится индикатор перегрева, а датчик температуры воздуха, необходимый для контроля теплового режима, располагается в потоке холодного воздуха перед теплообменником. Блок управления поддерживает оптимальную производительность, изменяя обороты вентилятора и количество топлива, поступающего в камеру сгорания. Электронная схема блока управления обеспечивает своевременное включение и выключение компонентов обогревателя в разных режимах работы и исполняет роль предохранительного устройства. Аварийное отключение автономного отопителя производится при получении блоком управления сигнала о перегреве, значительном отклонении числа оборотов нагнетателя и падении напряжения ниже установленного значения. Последнее предусмотрено для сохранения в АКБ энергии, необходимой для запуска двигателя. В качестве меры предосторожности блок управления может заблокировать автономные отопители. Причиной блокировки может быть опасность перегрева теплообменника либо слишком много неудачных попыток запуска нагревателя. Перегрев может возникнуть в результате повышенного сопротивления на пути воздушного потока, такое встречается, когда автономка работает в роли пылесоса. Эффективный прогрев внутреннего пространства кабины или салона будет обеспечен, если подобрать агрегат соответствующей мощности. Для отопления кабины грузовика вполне хватит мощности в 2 кВт. Для салона автобуса или фургона грузовика выбирают более мощный отопителиь салона — от 5 до 9 кВт. При самостоятельном монтаже автономного отопителя необходимо соблюдать все рекомендации изготовителя, изложенные в соответствующих инструкциях. Техническая документация на иностранные агрегаты, поставляемые в Россию через официальных дистрибьюторов, довольно подробна. Обратим внимание на продукцию известных европейских производителей, поставляющих свои автономные отопители для оригинальной комплектации грузовиков «Большой семерки» (DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, RVI, Scania, Volvo). Современные модели воздушных отопителей компании Eberspacher (Германия) носят название Airtronic. В отличие от своих предшественников, блок управления в этих моделях расположен непосредственно в корпусе отопителя. Такая компоновка уменьшает количество электрических разъемов и проводников, а следовательно, повышает надежность. Для самостоятельного монтажа в установочный комплект автономного отопителя входят жгут проводов, патрубки и шланги, топливный дозирующий насос и устройство управления, которое при желании можно заменить модульным таймером, имеющим возможность программирования времени запуска и отображения кодов самодиагностики. При отказе в работе на таймере появится двузначный код, характеризующий причину неисправности. Блок управления способен выдавать коды, соответствующие 35-ти различным дефектам. Некоторые виды ремонта, например замену перегоревшего штифта накаливания вполне можно выполнить самостоятельно. Современный штифт накаливания, заменивший ранее используемую спираль, расположен так, что добраться до него не составляет труда. В качестве отдельной опции ко всем отопителям Eberspaсher предлагается система дистанционного управления с радиусом действия до 1000 м. Компания Webasto (Германия), давно известная по производству предпусковых подогревателей двигателей, автомобильных люков, складных крыш и кондиционеров, в конце 60-х годов прошлого столетия наряду с жидкостными освоила выпуск воздушных автономных отопителей для грузовиков. С 2005 г. на российский рынок поставляются отопители новейшей серии Air Top ST. В этой серии применены новые, более эффективные бесщеточный мотор нагнетателя воздуха, датчики температуры и пламени, блок управления и гелевый штифт накаливания. Применяемые в отопителях этой серии современные керамические технологии являются большим шагом вперед в снижении потребляемой электроэнергии. Горелка отопителя с металлокерамической прокладкой (изготовлена по технологии Ferrotec, запатентованной Webasto) отличается особой термической стойкостью. Расширенный диапазон допустимых положений горелки позволяет не только устанавливать автономные отопители под углом +/- 90 градусов от горизонтального положения, но и надежно поддерживать их нормальную работу при любых наклонах автомобиля. Водостойкость деталей и штекерных соединений позволяют нагревать воздух, забираемый не только из кабин, но и извне, даже при его высокой влажности. Благодаря новейшим разработкам, прежде всего низкошумному вентилятору и запатентованной Webasto конструкции входного отверстия, отопители Air Top известны как менее шумные в своих классах. Обслуживание и ремонт отопителей Air Top облегчены трехступенчатой системой диагностики: по сигналам переключателя или таймера, по уровню СО2 в выхлопе и путем тестирования автономного отопителя с помощью персонального компьютера. От кон- курентов воздушные отопители Webasto отличаются упрощенной системой самодиагностики: все неисправности, зафиксированные блоком управления, отображаются с помощью набора из 15 кодов. По мнению специалистов, это значительно облегчает диагностику и ремонтные работы. Особого внимания в ряду подогревателей и отопителей салона заслуживает продукция немецкой компании Truma. Автономные отопители Trumatic, выпускаемые этой фирмой, работают на сжиженном газе; возможно применение пропана и бутана. Газ сгорает полностью, практически не создавая продуктов горения и не нанося окружающей среде такого вреда, как отопители, работающие на бензине или дизтопливе. Электронное оборудование контролирует подачу газа и в случае неисправности прекращает его подачу, предотвращая самопроизвольную утечку. Преимущества: самый экономичный обогрев (КПД 97%), маленький потребляемый ток (0,4–0,6 А), самый тихий вентилятор. Недостаток: необходимость в газовом баллоне, а применительно к России — еще и отсутствие сервисных мастерских. Модельный ряд включает в себя автономные отопители 3-х мощностей: 1800, 2800 и 3700 Вт. Применительно ко всем типам отопителей надо заметить, что современная автономка, несмотря на изобилие всевозможных датчиков и блокирующих устройств, при работе представляет потенциальную опасность как источник высокой температуры, а продукты сгорания могут содержать угарный газ. Поэтому следует воздержаться от использования автономного отопителя в закрытом помещении, а установку, обслуживание и ремонт доверять только специалистам. Смотрите также Кондиционеры автомобильные. |