Дополнительный отопитель. Нижний Новгород |
Дополнительный отопитель для автомобилей ВАЗ «десятого» семейства специалисты тольяттинской фирмы ТехноМастер разрабатывали как элемент «северного» тюнинга машин. Однако уют и комфорт, как оказалось, ценят не только северяне: теплолюбивые жители средней полосы тоже готовы выложить несколько тысяч рублей за предпусковой подогреватель. В техцентре Автомир Сервис образец такого изделия появился одновременно с первыми холодами. В спомогательный источник тепла, призванный согреть пассажиров вазовской «десятки», устанавливается в салоне под сиденьем переднего пассажира. Это компактный теплообменник, который «врезается» в систему охлаждения двигателя и с помощью встроенного электровентилятора гонит теплый воздух к ногам задних пассажиров. Установить дополнительный отопитель — дело нехитрое. Главное — преодолеть психологический барьер, заставив себя просверлить в моторном щите кузова два отверстия диаметром 19 мм, необходимые для проводки в салон тепловой магистрали. Систему охлаждения двигателя при подключении шлангов придется разгерметизировать, а затем в расширительный бачок долить около двух литров антифриза — это надо учесть. После сборки комплекта нужно проверить затяжку хомутов и обязательно закрепить «хвосты» шлангов в подкапотном пространстве — они ни в коем случае не должны касаться приемной трубы глушителя и элементов рулевого управления. Эстетов и трепетных обожателей своего транспортного средства сразу хотим успокоить — внешний вид салона дополнительный отопитель портит не сильно. Под сиденьем «чужака» видно, но ногам он не мешает. Тепловая магистраль, собранная из дюритовых шлангов, «ныряет» от моторного щита под обивку пола и появляется «на поверхности» у каркаса пассажирского сиденья, а клавиша включения «тепловой пушки» вставляется в одно из резервных гнезд на пластиковом тоннеле. Вся работа по установке дополнительной «печки», включая подготовительные операции и наведение порядка в салоне, заняла у нас три с половиной часа. При этом был сорван один хомут (производителям рекомендуем более тщательно подходить к выбору крепежа) и отпилен фланец пластикового патрубка, на который никак не хотел надеваться шланг. Заводим двигатель — и трогаемся с места. Явно «потяжелевшая» стрелка бортового термометра нехотя отрывается от нулевой отметки и медленно поднимается вверх. Ничего удивительного — увеличившаяся теплоемкость системы охлаждения не могла не сказаться на скорости прогрева двигателя. Вопрос только в том, не будет ли дополнительный радиатор мешать мотору выходить на нормальный тепловой режим. Вскоре указатель занимает привычное положение, а обороты холостого хода двигателя падают до штатных. Температура в норме. Не пора ли погреться самим? Характерный шум из-под пассажирского кресла возвещает о том, что дополнительный вентилятор заработал. Молча выжидаем десять минут и начинаем удивленно переглядываться. Что происходит? От неимоверной жары в задней части салона уже, похоже, плавится обивка, а дефлекторы штатного отопителя гонят в лицо ледяной воздух! Позвольте, мы покупали дополнительный отопитель, а не холодильник! Выключаем «тепловую пушку» — и через несколько минут штатный отопитель салона «десятки» стабилизирует микроклимат. Скорей всего, подключая шланги, мы не удалили из системы воздушную «пробку». Проверяем патрубки, доливаем еще одну порцию антифриза и делаем вторую попытку «согреться». Снова «контрастный душ»! Затылком чувствуешь экваториальную жару, носом — заполярный холод. Столь необычный эффект, как выяснилось, давала климатическая автоматика «десятки». Переключатель режимов штатной «печки» мы, по привычке, оставили в «автоматическом» положении «А», и, оказавшись в зоне тепловой атаки «пушки», датчик температуры выдавал команду на закрытие заслонок теплого воздуха. Стоило перейти на «ручное управление», как автономные отопители заработали в слаженном тандеме. Неужели специалистам ТехноМастера было трудно черкнуть в инструкции пару строк на эту тему? На эти «грабли» наверняка наступит не один покупатель! По нашим прикидкам, после того, как был установлен дополнительный отопитель салон редакционной «десятки» стал прогреваться до комфортной температуры как минимум в два раза быстрее, и вечно «непродуваемая» зона в районе заднего сиденья превратилась в настоящий оазис тепла. Это радует. Однако не температурой единой определяется климатический комфорт. Распределение потоков нагретого воздуха тоже играет свою роль, и мы вынуждены признать, что тут есть проблемы. Если «тепловую пушку» держать постоянно включенной, то через 15—20 минут находиться на правом заднем пассажирском месте уже невозможно: огненный поток поджаривает ноги, и утихомирить его никак нельзя — регулировки температуры и возможности отвода избыточного тепла в сторону не предусмотрено. Еще одна проблема — пыль, которую вентилятор поднимает с пола. И, наконец, не совсем понятно, как быть с дополнительной «печкой» летом. Включать ее на жаре, конечно же, никто не станет, однако «гуляющий» по внутрисалонным шлангам антифриз может превратить пол под ногами пассажиров в тлеющий гриль. Проблему помог бы решить простой краник, отсекающий дополнительный тепловой контур, но его в комплекте почему-то не оказалось. Странно. Тем более что краниками отопителя комплектуются все вазовские машины «классического» семейства. |